Эффективные приёмы адаптации учителем-предметником учебного материала применительно к детям с особенностями психофизического развития (ОПФР)

Эффективные приёмы адаптации учителем-предметником

учебного материала применительно к детям с

особенностями психофизического развития (ОПФР)

 

Особо необходимым процесс адаптации учебного материала становится на 2-ой и 3-ей ступенях обучения, когда учащиеся с ОПФР работают по учебным программам и пособиям средней школы.

Приёмы адаптации:

  • Замена задания (задачи) аналогичным заданием, но с более простым содержанием. Замена делает его более понятным, доступным, помогает школьнику преодолевать страх перед учеб. заданием и усваивать сложный материал в силу своих возможностей.
  • Уменьшение объёма учебной статьи, но с сохранением основных ведущих терминов и определений способствует преодолению неуверенности (и страха) ученика перед большими объёмами текстового материала, оказывает ему значительную поддержку в преодолении трудностей при овладении учеб. материалом.
  • Сокращение подробных сведений, ненесущих основной смысловой нагрузки, повышает мотивацию учения, помогает осмыслению материала в целом.
  • Применение алгоритма действий, выделение этапов работы; составление памяток, планов и схем или их использование в качестве опоры при изложении содержания учебного материала, составление логической цепочки событий, явлений или восстановление событий по логической цепочке, - все они обеспечивают поддержку и уверенность ученику, способствуют устойчивому формированию УН, создают предпосылки для преодоления пробелов в знаниях и благоприятные условия по развитию монологической речи.
  • Упрощение материала, изложение формулировок простым понятным языком с опорой на доступные примеры из жизни помогают понять причинно- следственные связи и зависимости, заложенные в учебном материале.
  • Разделение материала на (единицы) блоки усвоения является эффективным пед. условием для овладения «особым» учеником способами учебной деятельности, помогает ему в осмыслении содержания, в установлении логической последовательности при выполнении заданий.
  • Краткое, обзорное, ознакомительное изучение тем, не имеющих практической направленности и не находящих дальнейшего применения при изучении других тем, создаёт благоприятные, щадящие условия при расширении общего кругозора ученика.
  • Усиление практической направленности при изучении материала, разработка практического материала демонстрация применения знаний в повседневной жизни, составление опор, памяток, схем и т. д. являются теми самыми педагогическими условиями, которые обеспечивают успешность организации учебной деятельности ученика с ОПФР.

Обозначенные подходы к адаптации не являются исчерпывающими, а показывают лишь разнообразие резервных возможностей урока при творческом подходе к его построению.

 

 

По материалам книги В.И. Олешкевич «Организация интегрированного обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития».