Образовательный стандарт специальное образование (основные нормативы и требования)

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства образования

Республики Беларусь

11.06.2010 № 60

 

Образовательный стандарт

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(Основные нормативы и требования)

 

Адукацыйны стандарт

СПЕЦЫЯЛЬНАЯ АДУКАЦЫЯ

(Асноўныя нарматывы і патрабаванні)

 

Educational standard

SPECIAL EDUCATION

(Basic standards and requirements)

 

1 Область применения

Образовательный стандарт специального образования раскрывает термины и определения, содержащиеся в стандарте; определяет общие требования к учреждениям, обеспечивающим получение специального образования на уровне общего среднего образования; содержанию специального образования на уровне общего среднего образования; срокам обучения применительно к разным категориям лиц с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР); оптимальному объему учебной нагрузки в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования на уровне общего среднего образования; уровню подготовки выпускников с ОПФР в соответствии со структурой и степенью тяжести физического и (или) психического нарушения; документам об образовании.

Образовательный стандарт специального образования (далее – образовательный стандарт) является основой для разработки учебных планов специального образования на уровне общего среднего образования; учебных программ по учебным предметам учебных планов специального образования на уровне общего среднего образования; программ коррекционных занятий учебных планов специального образования на уровне общего среднего образования.

На основании требований настоящего образовательного стандарта разрабатываются образовательные стандарты по отдельным учебным предметам и коррекционным занятиям учебных планов специального образования.

Образовательный стандарт специального образования, образовательные стандарты по отдельным учебным предметам и коррекционным занятиям обязательны для применения республиканскими органами государственного управления; местными исполнительными распорядительными органами; учреждениями, обеспечивающими получение специального образования; учреждениями, обеспечивающими получение высшего педагогического образования; учреждениями, осуществляющими повышение квалификации и переподготовку соответствующих педагогических кадров; научно-методическими учреждениями, осуществляющими разработку учебных планов и программ специального образования.

2 Термины и определения

В настоящем образовательном стандарте используются следующие основные термины и их определения.

Руководящий документ Республики Беларусь – по СТБ 22.0.1.

Система стандартов в сфере образования (ССО) – комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, обеспечивающие упорядоченную деятельность в сфере образования, – по СТБ 22.0.1.

Образовательный стандарт специального образования – нормативный технический документ, определяющий обязательный минимум содержания специального образования, оптимальный объем учебной нагрузки, сроки обучения в соответствии с типом учреждения образования применительно к разным категориям учащихся с ОПФР, содержащий требования к уровню подготовки выпускников с учетом их социальной адаптированности и к документам об образовании.

Образовательные стандарты по учебным предметам – нормативные документы, определяющие цели, задачи учебного предмета, обязательный минимум содержания образования по учебному предмету и устанавливающие требования к уровню подготовки выпускников в соответствии со структурой и степенью тяжести их физических и (или) психических нарушений.

Образовательные стандарты по коррекционным занятиям – нормативные документы, определяющие цели, задачи и содержание коррекционных занятий.

Специальное образование – процесс обучения и воспитания учащихся с ОПФР, включающий специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество.

Содержание специального образования – педагогически адаптированный социальный опыт (в составе системы знаний, умений, навыков, способов деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений), использование и переработка которого ориентированы на формирование ценностей национальной и общечеловеческой культуры, коррекцию имеющихся физических и (или) психических нарушений, обеспечение самоопределения и самореализации учащихся с ОПФР, повышение качества жизни и адаптацию их в обществе.

Учебный план специального образования – нормативный технический документ, устанавливающий перечень обязательных для изучения учебных предметов по классам, количество учебных часов на их изучение, количество учебных часов на проведение коррекционных и факультативных занятий, общее количество учебных часов, финансируемых из республиканского или местных бюджетов.

Оптимальный объем учебной нагрузки – обязательное количество учебных часов, отводимых на изучение учебных предметов, проведение коррекционных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий; общее количество учебных часов, финансируемых из местного бюджета в каждом классе в учебную неделю.

Коррекционные занятия – форма организации образовательного процесса во внеурочное время, которая обеспечивает исправление или ослабление имеющихся у учащихся физических и (или) психических нарушений.

3 Общие положения

3.1 Задачи образовательного стандарта

Образовательный стандарт призван обеспечить:

оптимальную степень упорядочения структуры, содержания специального образования, его результатов, объема оптимальной учебной нагрузки для учащихся с ОПФР;

преемственность в содержании специального образования;

регулирование взаимоотношений участников образовательного процесса в достижении целей специального образования, повышении его качества.

3.2 Структура образовательного стандарта

Образовательный стандарт раскрывает область его применения, содержит определения терминов основных объектов стандартизации, общие положения, а также включает:

цель и задачи специального образования;

общие требования:

к учреждениям, обеспечивающим получение специального образования;

к специальным условиям для получения образования учащимися с ОПФР;

к документам об образовании;

к обязательному минимуму содержания образования на базовом уровне изучения учебных предметов для учащихся с ОПФР в соответствии с их познавательными возможностями в адекватной их здоровью среде обучения;

к составу учебных предметов и коррекционных занятий для учреждений, обеспечивающих получение специального образования;

к объему оптимальной учебной нагрузки в каждом классе в учебную неделю;

к особенностям организации образовательного процесса в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования;

к уровню подготовки выпускников с ОПФР в соответствии с их познавательными возможностями.

Общие требования к обязательному минимуму содержания специального образования на базовом уровне изучения учебных предметов, уровню подготовки выпускников по учебному предмету устанавливаются образовательными стандартами по соответствующим учебным предметам.

Общие требования к перечню учебных предметов и коррекционных занятий для учреждений, обеспечивающих получение специального образования, устанавливаются настоящим образовательным стандартом в зависимости от структуры и степени тяжести нарушения психофизического развития учащихся.

4 Цель и задачи специального образования

Целью специального образования является повышение качества жизни учащихся с ОПФР через реализацию их права на получение образования или коррекционно-педагогической помощи в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья.

Задачи специального образования:

обеспечение специальных условий для овладения учащимися с ОПФР основами наук, навыками умственного и физического труда, различными видами познавательной, творческой и коммуникативной деятельности в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья;

формирование у учащихся с ОПФР готовности к трудовой деятельности, самостоятельному жизненному выбору и активной адаптации в социуме, созидательному и ответственному участию в жизнедеятельности семьи, общества и государства;

сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других граждан, формирование гигиенических навыков, опыта здорового образа жизни и безопасного поведения.

5 Общие требования к учреждениям, обеспечивающим получение специального образования

На уровне общего среднего образования к учреждениям, обеспечивающим получение специального образования, относятся:

специальные учреждения образования;

общеобразовательные учреждения, создавшие условия для получения образования учащимися с ОПФР.

В зависимости от физических и (или) психических нарушений развития детей с ОПФР создаются следующие специальные учреждения образования:

специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с нарушениями зрения;

специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с тяжелыми нарушениями речи;

специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);

специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с нарушением слуха (первое и второе отделения);

вспомогательная школа (школа-интернат) (первое и второе отделения);

центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Ко всем специальным учреждениям образования предъявляются следующие общие требования.

Специальное учреждение образования является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с Законами Республики Беларусь «Об образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «Об общем среднем образовании», другим законодательством Республики Беларусь, настоящим образовательным стандартом специального образования, Положением о специальной общеобразовательной школе (школе-интернате), Положением о вспомогательной школе (школе-интернате), Положением о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, уставами названных специальных учреждений образования.

Материально-техническая база специального учреждения образования формируется учредителем в соответствии с установленными законодательством Республики Беларусь нормативами.

Помещения, кабинеты, лаборатории, площадки оснащаются средствами обучения, учебным оборудованием в соответствии с перечнем средств обучения, учебного оборудования для специальных учреждений образования и общеобразовательных учреждений, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь.

Специальные учреждения образования комплектуются педагогическими работниками, имеющими высшее педагогическое (дефектологическое) образование и (или) квалификацию учителя-дефектолога (учитель-дефектолог, учитель-логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог) и (или) базовое образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета, и необходимую квалификацию.

Финансирование расходов на содержание специального учреждения образования осуществляется в соответствии с государственными нормативами в расчете на одного учащегося с ОПФР.

В специальных учреждениях образования должны быть созданы условия для проведения коррекционных занятий (наличие кабинетов коррекционной работы, оснащенных необходимым коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения и учебной литературой).

В специальных учреждениях образования должны быть созданы условия для проведения факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, организационно-воспитательной и кружковой работы, деятельности общественных организаций (объединений) работников и учащихся.

В специальных общеобразовательных и вспомогательных школах-интернатах должны быть созданы условия для круглосуточного пребывания учащихся.

В общеобразовательных учреждениях, создавших условия для получения образования учащимися с ОПФР (далее – общеобразовательных учреждениях), обучение и воспитание учащихся с ОПФР осуществляется в специальных классах или классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания.

Обучение и воспитание учащихся с ОПФР в общеобразовательном учреждении может быть организовано при выполнении следующих общих требований:

укомплектованность педагогическими (дефектологическими) кадрами;

введение должности учителя-дефектолога в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания полной наполняемости;

организация коррекционно-педагогических занятий (коррекционных занятий и уроков по отдельным учебным предметам специального учебного плана) для учащихся с ОПФР в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания неполной наполняемости;

материально-техническое и учебно-материальное обеспечение в соответствии с государственными нормативами для специального учреждения образования;

наличие кабинета учителя-дефектолога, оснащенного необходимым коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения и учебной литературой;

профессиональная и личностная готовность педагогических работников общеобразовательного учреждения к обучению и воспитанию учащихся с ОПФР.

6 Общие требования к обязательному содержанию специального образования на базовом уровне изучения учебных предметов

6.1 Состав учебных предметов в специальных учреждениях образования

Состав учебных предметов определяется настоящим образовательным стандартом в зависимости от возможностей освоения содержания учебных предметов отдельными категориями лиц с ОПФР.

6.2 Уровень изучения учебных предметов

Содержание специального образования направлено на повышение качества жизни учащихся с ОПФР, их социальное развитие, ознакомление с окружающим миром, максимально возможное включение в социальное и социально-эмоциональное взаимодействие, формирование жизнеспособной личности, готовой к активному участию в социальной практике, жизнедеятельности в обществе.

Изучение учебных предметов в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах) всех видов, в первом отделении вспомогательной школы (школы-интерната) осуществляется на базовом уровне, который предусматривает минимально необходимый объем содержания учебного материала, требования к усвоению которого задаются как планируемые результаты обучения в системе знаний, умений, разнообразных способов учебной деятельности, достижение которых гарантируется учащемуся в рамках учебных часов, отводимых учебным планом специального образования.

Учащиеся с ОПФР, которые получают специальное образование в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания гимназии или лицея, могут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне в соответствии с учебным планом гимназии или лицея в целях углубления в содержание образования по отдельным учебным предметам.

Изучение учебных предметов во втором отделении вспомогательных школ (школ-интернатов), в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации осуществляется в системе знаний об окружающем мире, доступных для освоения учащимися, навыков самообслуживания, элементарных трудовых навыков в рамках учебных часов, отводимых учебным планом соответствующего вида специального учреждения образования.

В специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах):

на I ступени общего среднего образования осуществляется пропедевтика профессионального самоопределения учащихся, способствующая приобретению ими первоначального опыта участия в различных видах деятельности в соответствии со своими склонностями и интересами;

на II ступени общего среднего образования ведущей является общественно значимая деятельность, возрастают возможности самоорганизации, возникают профессиональные намерения, составляющие основу для профессионального самоопределения учащихся;

на III ступени общего среднего образования основным целевым ориентиром профессионального самоопределения учащихся является обеспечение пространства выбора будущей профессиональной деятельности. Это позволит учащимся сориентироваться в многообразии профессий и видов профессиональной деятельности.

Во вспомогательных школах (школах-интернатах):

в первом отделении осуществляется подготовка к осознанному профессиональному самоопределению обучающихся, обеспечению социальной адаптации и интеграции их в общество;

во втором отделении ведущей является деятельность по формированию у учащихся социально значимых знаний и умений, необходимых им в повседневной жизни, навыков культурного и социального поведения, обеспечивающего максимально возможную интеграцию в общество.

В центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации ведущей является деятельность, обеспечивающая поступательное социокультурное развитие учащегося путем целенаправленной передачи ему системы ценностей, правил поведения, знаний, умений и навыков в целях его социальной адаптации и включения в жизнь общества.

6.3 Коррекционные занятия. Факультативные, стимулирующие и поддерживающие занятия

Создание равных условий для получения специального образования учащимися с ОПФР в соответствии с состоянием их здоровья обеспечивается установлением базового уровня изучения учебных предметов в совокупности с системой коррекционных занятий и для отдельных категорий учащихся с ОПФР – факультативных занятий.

Содержание коррекционных занятий направлено на исправление или ослабление физических и (или) психических нарушений учащихся. Обязательное количество учебных часов для проведения коррекционных занятий в каждом классе в учебную неделю устанавливается учебными планами специального образования в соответствии с настоящим образовательным стандартом. При получении специального образования учащимся с ОПФР в классе интегрированного (совместного) обучения и воспитания на проведение коррекционных занятий выделяется не менее 1 учебного часа в учебную неделю.

Стимулирующие и поддерживающие занятия – форма организации образовательного процесса во внеурочное время с учащимися, которые испытывают временные трудности в изучении отдельных учебных предметов, или с наиболее способными учащимися, имеющими склонности к изучению отдельных учебных предметов.

Факультативные занятия – форма организации образовательного процесса во внеурочное время, которая обеспечивает создание условий для обучения и воспитания учащихся с ОПФР с учетом индивидуальных потребностей, способностей и запросов, возможностей учреждения, обеспечивающего получение специального образования. За счет часов, отведенных на проведение факультативных занятий, по решению педагогического совета учреждения образования могут проводиться стимулирующие и поддерживающие занятия.

В учреждениях, обеспечивающих получение специального образования, за исключением второго отделения вспомогательной школы (школы-интерната) и центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, могут проводиться факультативные занятия естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности.

Учащиеся с учетом мнения их законных представителей, исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья, могут изучать на факультативных занятиях отдельные учебные предметы на повышенном уровне в пределах установленного учебным планом специального образования количества учебных часов.

7 Сроки получения образования учащимися с особенностями психофизического развития на уровне общего среднего образования

Срок получения образования на уровне общего среднего образования зависит от возможности освоения его содержания учащимся, структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений учащихся с ОПФР и составляет:

общего базового образования:

для учащихся с нарушением слуха, обучающихся по учебному плану первого отделения специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха, – 9 лет;

для учащихся с нарушениями зрения, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – от 9 до 10 лет;

для учащихся с тяжелыми нарушениями речи, для учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), для учащихся с нарушением слуха, обучающихся по учебному плану второго отделения специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха, – 10 лет;

общего среднего образования:

для учащихся с нарушением слуха, обучающихся по учебному плану первого отделения специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушением слуха, – 11 лет;

для учащихся с нарушениями зрения, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – от 11 до 12 лет;

для учащихся с нарушением слуха, обучающихся по учебному плану второго отделения специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушением слуха, – 12 лет;

общего среднего образования в вечерних школах, вечерних классах:

для учащихся с нарушением слуха, обучающихся по учебному плану первого отделения специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушением слуха, – 12 лет;

для учащихся с нарушениями зрения, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – от 12 до 13 лет;

для учащихся с нарушением слуха, обучающихся по учебному плану второго отделения специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушением слуха, – 13 лет.

Сроки обучения на ступенях общего среднего образования составляют:

на I ступени общего среднего образования:

для учащихся с нарушением слуха, обучающихся по учебному плану первого отделения специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушением слуха, – 4 года;

для учащихся с нарушениями зрения, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – от 4 до 5 лет;

для учащихся с тяжелыми нарушениями речи, для учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), для учащихся с нарушением слуха, обучающихся по учебному плану второго отделения специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушением слуха, – 5 лет;

на II ступени общего среднего образования – 5 лет;

на III ступени – 2 года, в вечерних школах, классах, учебно-консультационных пунктах, в которых обучение осуществляется по учебному плану вечерней школы, – 3 года.

Срок получения образования на уровне общего среднего образования для учащихся с интеллектуальной недостаточностью с учетом их познавательных возможностей составляет:

в первом отделении вспомогательной школы (школы-интерната) – от 10 до 12 лет;

во втором отделении вспомогательной школы (школы-интерната), в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – 9 лет.

8 Документы об образовании

Выпускники учреждений, обеспечивающих получение специального образования, за исключением выпускников вспомогательных школ (школ-интернатов), центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, успешно прошедшие итоговую аттестацию за период обучения на II ступени общего среднего образования, получают свидетельство об общем базовом образовании или свидетельство об общем базовом образовании с отличием.

Выпускники учреждений, обеспечивающих получение специального образования, за исключением выпускников вспомогательных школ (школ-интернатов), центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, успешно прошедшие итоговую аттестацию за период обучения на III ступени общего среднего образования, получают аттестат об общем среднем образовании, или аттестат об общем среднем образовании (особого образца с награждением золотой медалью), или аттестат об общем среднем образовании (особого образца с награждением серебряной медалью).

Выпускники вспомогательных школ (школ-интернатов), центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, закончившие обучение в названных учреждениях образования, получают свидетельство о специальном образовании.

Свидетельство о специальном образовании оформляется на белорусском и русском языках.

Образец, описание свидетельства о специальном образовании, порядок его заполнения и выдачи утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

Выпускники ХI или ХII класса углубленной социальной и профессиональной подготовки первого отделения вспомогательной школы, успешно прошедшие итоговую аттестацию за период обучения в названных классах, получают справку о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии.

9 Общие требования к обязательному минимуму содержания специального образования на базовом уровне изучения учебных предметов в учреждениях, обеспечивающих получение образования учащимися с нарушениями зрения

9.1 Состав учебных предметов

9.1.1 В составе содержания специального образования учащихся с нарушениями зрения выделяются следующие учебные предметы: «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «Человек и мир», «Всемирная история. История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Физика. Астрономия», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение. Черчение», «Адаптивная физическая культура и здоровье».

9.1.2 В составе содержания специального образования учащихся с нарушениями зрения и интеллектуальной недостаточностью выделяются следующие учебные предметы: «Беларуская мова», «Літаратурнае чытанне», «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Человек и мир», «История Беларуси», «География», «Биология», «Элементы компьютерной грамоты», «Социально-бытовая ориентировка», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение», «Адаптивная физическая культура и здоровье».

9.2 Состав коррекционных занятий

9.2.1 В составе содержания специального образования учащихся с нарушениями зрения выделяются следующие коррекционные занятия: «Развитие зрительного восприятия», «Развитие познавательной деятельности», «Пространственное ориентирование и мобильность», «Социально-бытовая ориентировка», «Социальное ориентирование», «Современные средства коммуникации», «Ритмика и танец».

9.2.2 В составе содержания специального образования учащихся с нарушениями зрения и интеллектуальной недостаточностью выделяются следующие коррекционные занятия: «Развитие зрительного восприятия», «Развитие познавательной деятельности», «Пространственное ориентирование и мобильность», «Формирование игровой деятельности», «Ритмика и танец».

9.3 Общие требования к оптимальной учебной нагрузке на одного учащегося с нарушениями зрения в каждом классе в учебную неделю

В оптимальную учебную нагрузку на одного учащегося с нарушениями зрения в каждом классе в учебную неделю включаются учебные часы, отводимые на изучение учебных предметов, перечень которых определен в подпунктах 9.1.1, 9.1.2 настоящего образовательного стандарта, и учебные часы, отводимые на изучение факультативных занятий, в том числе стимулирующих, поддерживающих и иных занятий (далее – факультативных занятий)[1].

В общее количество учебных часов, финансируемых из республиканского и (или) местного бюджетов в учебную неделю в каждом классе, включены учебные часы, отводимые на изучение учебных предметов, перечень которых определен в подпунктах 9.1.1, 9.1.2 настоящего образовательного стандарта, учебные часы, отводимые на проведение коррекционных занятий, перечень которых определен в подпунктах 9.2.1 и 9.2.2, учебные часы, отводимые на изучение факультативных занятий.

Устанавливаются следующие учебные часы, определяющие оптимальную учебную нагрузку на одного учащегося с нарушениями зрения в каждом классе в учебную неделю:

с четырехлетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования

Класс

Количество учебных часов на проведение

Общее количество учебных часов

учебных предметов

коррекционных занятий

факультатив-ных занятий

на I ступени общего среднего образования

I

18

5

3

26

II

19

6

3

28

III

21

5

4

30

IV

21

5

4

30

на II ступени общего среднего образования

V

24

4

4

32

VI

26

4

5

35

VII

27

3

5

35

VIII

28

3

5

36

28

3

7

38

на III ступени общего среднего образования

Х

27

3

9

39

ХI

27

3

9

39

                 

с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования

Класс

Количество учебных часов на проведение

Общее количество учебных часов

учебных предметов

коррекционных занятий

факультатив-ных занятий

на I ступени общего среднего образования

I

18

6

2

26

II

18

6

4

28

III

19

6

5

30

IV

21

5

4

30

V

21

5

4

30

на II ступени общего среднего образования

VI

24

4

4

32

VII

26

4

5

35

VIII

27

3

5

35

28

3

5

36

Х

28

3

7

38

на III ступени общего среднего образования

ХI

27

3

9

39

ХII

27

3

9

39

                 

При изучении учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся с нарушениями зрения в области отдельных видов искусства, в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания базовых школ-колледжей искусств, средних школ-колледжей искусств, гимназий-колледжей искусств допускается увеличение обязательной учебной нагрузки на одного учащегося в учебную неделю во II (III)[2]–IV (V) классах в объеме двух учебных часов, в V (VI)–ХI (XII) классах – в объеме трех учебных часов.

В учебных планах классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания, в которых в соответствии с законодательством не предусмотрено введение должности учителя-дефектолога, на проведение коррекционно-педагогических занятий выделяется 8 учебных часов в неделю на одного ученика с тяжелыми нарушениями психофизического развития или 4 учебных часа в неделю – на одного ученика с неглубокими нарушениями психофизического развития.

При обучении учащихся с нарушениями зрения и интеллектуальной недостаточностью в I–X классах устанавливаются следующие учебные часы, определяющие оптимальную учебную нагрузку на одного учащегося в каждом классе в учебную неделю:

Класс

Количество учебных часов на проведение

Общее количество учебных часов

учебных предметов

коррекционных занятий

факультатив-ных занятий

I

18

4

1

23

II

19

5

4

28

III

20

5

4

29

IV

20

5

5

30

V

23

5

5

33

VI

26

4

3

33

VII

27

4

2

33

VIII

30

3

2

35

30

3

2

35

Х

27

3

4

34

                 

В учебных планах классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания, в которых в соответствии с законодательством не предусмотрено введение должности учителя-дефектолога, на проведение коррекционно-педагогических занятий выделяется 8 учебных часов в неделю на одного ученика.

9.4 Особенности организации образовательного процесса

Организация образовательного процесса для учащихся с нарушениями зрения в зависимости от структуры и степени тяжести нарушения предусматривает четырехлетний или пятилетний срок обучения на І ступени общего среднего образования.

Изучение учебного предмета «Адаптивная физическая культура и здоровье» на всех уровнях общего среднего образования осуществляется по соответствующим учебным программам для специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушениями зрения.

Образовательный процесс с четырехлетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования осуществляется по учебному плану специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушениями зрения и учебным программам, учебно-методическим комплексам общеобразовательного учреждения, за исключением учебных программ по учебному предмету «Адаптивная физическая культура и здоровье».

При организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования с пятилетним сроком обучения необходимо учитывать следующие особенности:

изучение учебного предмета «Беларуская мова» в учреждениях образования с русским языком обучения и учебного предмета «Русский язык» в учреждениях образования с белорусским языком обучения начинается со ІІ класса по соответствующим учебным программам и учебно-методическим комплексам общеобразовательного учреждения;

изучение учебного предмета «Иностранный язык» начинается с IV класса по соответствующей учебной программе и учебно-методическому комплексу общеобразовательного учреждения;

изучение учебных предметов «Беларуская мова» и «Беларуская літаратура» в учреждениях образования с белорусским языком обучения, «Русский язык» и «Русская литература» в учреждениях образования с русским языком обучения, «Математика», «Человек и мир» может осуществляться по учебным программам и учебно-методическим комплексам специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) (далее – с трудностями в обучении);

изучение учебных предметов на II и III ступенях общего среднего образования, за исключением учебного предмета «Адаптивная физическая культура и здоровье», осуществляется по учебным программам и учебно-методическим комплексам общеобразовательных школ.

Образовательный процесс для учащихся с нарушениями зрения и интеллектуальной недостаточностью организуется по учебному плану специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушениями зрения и интеллектуальной недостаточностью, учебным программам и учебно-методическим комплексам вспомогательной школы.

10 Общие требования к обязательному минимуму содержания специального образования на базовом уровне изучения учебных предметов в учреждениях, обеспечивающих получение образования учащимися с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

10.1.1 В составе содержания специального образования учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата выделяются следующие учебные предметы: «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «Человек и мир», «Всемирная история. История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Физика. Астрономия», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение. Черчение», «Адаптивная физическая культура и здоровье».

10.1.2 В составе содержания специального образования учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью выделяются следующие учебные предметы: «Беларуская мова», «Літаратурнае чытанне», «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Человек и мир», «История Беларуси», «География», «Биология», «Элементы компьютерной грамоты», «Социально-бытовая ориентировка», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение», «Адаптивная физическая культура и здоровье».

10.2 Состав коррекционных занятий

10.2.1 В составе содержания специального образования учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата выделяются следующие коррекционные занятия: «Двигательная мобильность», «Социально-бытовая ориентировка», «Сенсорное развитие», «Социальное ориентирование», «Современные средства коммуникации».

10.2.2 В составе содержания специального образования учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью выделяются следующие коррекционные занятия: «Развитие познавательной деятельности», «Двигательная мобильность», «Сенсорное развитие», «Формирование игровой деятельности».

10.3 Общие требования к оптимальной учебной нагрузке на одного учащегося в каждом классе в учебную неделю

В оптимальную учебную нагрузку на одного учащегося с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в каждом классе в учебную неделю включены учебные часы, отводимые на изучение учебных предметов, перечень которых определен в подпунктах 10.1.1 и 10.1.2 настоящего образовательного стандарта, и учебные часы, отводимые на изучение факультативных занятий.

В общее количество учебных часов, финансируемых из республиканского и (или) местного бюджетов в учебную неделю в каждом классе, включены учебные часы, отводимые на изучение учебных предметов, перечень которых определен в подпунктах 10.1.1 и 10.1.2 настоящего образовательного стандарта, учебные часы, отводимые на проведение коррекционных занятий, перечень которых определен в подпунктах 10.2.1 и 10.2.2 настоящего образовательного стандарта, и учебные часы факультативных занятий.

Устанавливаются следующие учебные часы, определяющие оптимальную учебную нагрузку на одного учащегося с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в каждом классе в учебную неделю:

с четырехлетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования

Класс

Количество учебных часов на проведение

Общее количество учебных часов

учебных предметов

коррекционных занятий

факультатив-ных занятий

на I ступени общего среднего образования

I

18

5

2

25

II

19

5

3

27

III

21

5

3

29

IV

21

5

3

29

на II ступени общего среднего образования

V

24

4

5

33

VI

26

3

6

35

VII

27

3

5

35

VIII

28

2

7

37

28

2

8

38

на III ступени общего среднего образования

Х

27

3

9

39

ХI

27

3

9

39

                 

 

с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования

Класс

Количество учебных часов на проведение

Общее количество учебных часов

учебных предметов

коррекционных занятий

факультатив-ных занятий

на I ступени общего среднего образования

I

18

5

2

25

II

18

5

4

27

III

19

5

5

29

IV

21

5

3

29

V

21

5

3

29

на II ступени общего среднего образования

VI

24

3

6

33

VII

26

3

6

35

VIII

27

3

5

35

28

2

7

37

Х

28

2

8

38

на III ступени общего среднего образования

ХI

27

3

9

39

ХII

27

3

9

39

                 

При изучении учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в области отдельных видов искусства, в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания базовых школ-колледжей искусств, средних школ-колледжей искусств, гимназий-колледжей искусств допускается увеличение обязательной учебной нагрузки на одного учащегося в учебную неделю во II (III)–IV (V) классах в объеме двух учебных часов, в V (VI)–ХI (XII) классах – в объеме трех учебных часов.

В учебных планах классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания, в которых в соответствии с законодательством не предусмотрено введение должности учителя-дефектолога, на проведение коррекционно-педагогических занятий выделяется 8 учебных часов в неделю на одного учащегося с тяжелыми нарушениями психофизического развития или 4 учебных часа в неделю – на одного учащегося с неглубокими нарушениями психофизического развития.

При обучении учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью в
I–X классах устанавливаются следующие учебные часы, определяющие оптимальную учебную нагрузку на одного учащегося в каждом классе в учебную неделю:

Класс

Количество учебных часов на проведение

Общее количество учебных часов

учебных предметов

коррекционных занятий

факультатив-ных занятий

I

18

5

1

24

II

19

5

4

28

III

20

5

4

29

IV

20

5

4

29

V

23

3

4

30

VI

26

2

4

32

VII

27

2

3

32

VIII

30

1

1

32

30

1

2

33

Х

27

1

4

32

                 

В учебных планах классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания, в которых в соответствии с законодательством не предусмотрено введение должности учителя-дефектолога, на проведение коррекционно-педагогических занятий выделяется 8 учебных часов в неделю на одного учащегося.

10.4 Особенности организации образовательного процесса

Организация образовательного процесса для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в зависимости от структуры и степени тяжести нарушения предусматривает четырехлетний или пятилетний срок обучения на І ступени общего среднего образования.

Изучение учебного предмета «Адаптивная физическая культура и здоровье» на всех ступенях общего среднего образования осуществляется по учебным программам для специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Образовательный процесс с четырехлетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования осуществляется по учебному плану специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и учебным программам, учебно-методическим комплексам общеобразовательных учреждений, за исключением учебных программ, указанных во втором абзаце подпункта 10.4.

При организации образовательного процесса с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования следует учитывать следующие особенности:

изучение учебного предмета «Беларуская мова» в школах с русским языком обучения и учебного предмета «Русский язык» в школах с белорусским языком обучения начинается со ІІ класса по соответствующим учебным программам и учебно-методическим комплексам общеобразовательного учреждения;

изучение учебного предмета «Иностранный язык» начинается с IV класса по соответствующей учебной программе и учебно-методическому комплексу общеобразовательного учреждения;

изучение учебных предметов «Беларуская мова» и «Беларуская літаратура» в учреждениях образования с белорусским языком обучения, «Русский язык» и «Русская литература» в учреждениях образования с русским языком обучения, «Математика», «Человек и мир» может осуществляться по учебным программам и учебно-методическим комплексам специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с трудностями в обучении.

Образовательный процесс для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью организуется по учебному плану специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью, по учебным программам и учебно-методическим комплексам вспомогательной школы с использованием специального оборудования и вспомогательных приспособлений для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

11 Общие требования к обязательному минимуму содержания специального образования на базовом уровне изучения учебных предметов в учреждениях, обеспечивающих получение образования учащимися с тяжелыми нарушениями речи

11.1 Состав учебных предметов

11.1.1 В составе содержания специального образования учащихся с тяжелыми нарушениями речи выделяются следующие учебные предметы: «Русский язык», «Русская литература», «Развитие речи», «Беларуская мова і літаратура» (в учреждениях образования с русским языком обучения); «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Развіццё маўлення», «Русский язык и литература» (в учреждениях образования с белорусским языком обучения); «Математика», «Информатика», «Человек и мир», «Всемирная история. История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Физика», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение. Черчение», «Физическая культура и здоровье».

11.1.2 В составе содержания специального образования учащихся с тяжелыми нарушениями речи и интеллектуальной недостаточностью выделяются следующие учебные предметы: «Беларуская мова», «Літаратурнае чытанне», «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Человек и мир», «История Беларуси», «География», «Биология», «Элементы компьютерной грамоты», «Социально-бытовая ориентировка», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье».

11.2 Состав коррекционных занятий

11.2.1 В составе содержания специального образования учащихся с тяжелыми нарушениями речи выделяются следующие коррекционные занятия: «Коррекция нарушений устной речи», «Коррекция нарушений письменной речи», «Логоритмика», «Социальное ориентирование», «Современные средства коммуникации».

11.2.2 В составе содержания специального образования учащихся с тяжелыми нарушениями речи и интеллектуальной недостаточностью выделяются следующие коррекционные занятия: «Коррекция речевых нарушений», «Развитие познавательной деятельности», «Формирование игровой деятельности».

11.3 Общие требования к оптимальной учебной нагрузке на одного учащегося в каждом классе в учебную неделю

В оптимальную учебную нагрузку на одного учащегося в каждом классе в учебную неделю включены учебные часы, отводимые на изучение учебных предметов, перечень которых определен в подпунктах 11.1.1 и 11.1.2 настоящего образовательного стандарта, и учебные часы, отводимые на изучение факультативных занятий.

В общее количество учебных часов, финансируемых из республиканского и (или) местного бюджетов в учебную неделю в каждом классе, включены учебные часы, отводимые на изучение учебных предметов, перечень которых определен в подпунктах 11.1.1 и 11.1.2 настоящего образовательного стандарта, учебные часы, отводимые на проведение коррекционных занятий, перечень которых определен в подпунктах 11.2.1 и 11.2.2 настоящего образовательного стандарта, и учебные часы факультативных занятий.

Устанавливаются следующие учебные часы, определяющие оптимальную учебную нагрузку на одного учащегося с тяжелыми нарушениями речи в каждом классе в учебную неделю:

Класс

Количество учебных часов на проведение

Общее количество учебных часов

учебных предметов

коррекционных занятий

факультатив-ных занятий

на I ступени общего среднего образования

I

18

12

4

34

II

19

12

4

35

III

21

9

6

36

IV

21

7

5

33

V

21

7

5

33

на II ступени общего среднего образования

VI

24

4

6

34

VII

26

4

6

36

VIII

27

3

6

36

28

3

7

38

Х

28

3

8

39

                 

При изучении учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания базовых школ-колледжей искусств допускается увеличение обязательной учебной нагрузки на одного учащегося в учебную неделю в III–V классах в объеме двух учебных часов, в VI–Х классах – в объеме трех учебных часов.

В учебных планах классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания, в которых в соответствии с законодательством не предусмотрено введение должности учителя-дефектолога, на проведение коррекционно-педагогических занятий выделяется 4 учебных часа в неделю на одного учащегося.

При обучении учащихся с тяжелыми нарушениями речи и интеллектуальной недостаточностью в I–X классах устанавливаются следующие учебные часы, определяющие оптимальную учебную нагрузку на одного учащегося в каждом классе в учебную неделю:

Класс

Количество учебных часов на проведение

Общее количество учебных часов

учебных предметов

коррекционных занятий

факультатив-ных занятий

I

18

5

2

25

II

19

5

4

28

III

20

5

4

29

IV

20

5

4

29

V

22

5

5

32

VI

26

2

3

31

VII

27

2

3

32

VIII

30

2

2

34

30

2

2

34

Х

27

2

5

34

                 

В учебных планах классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания, в которых в соответствии с законодательством не предусмотрено введение должности учителя-дефектолога, на проведение коррекционно-педагогических занятий выделяется 8 учебных часов в неделю на одного учащегося.

11.4 Особенности организации образовательного процесса

Образовательный процесс для учащихся с тяжелыми нарушениями речи осуществляется по учебному плану специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи, учебным программам специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, учебным программам специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с трудностями в обучении и (или) учебным программам общеобразовательного учреждения.

Изучение учебного предмета «Беларуская мова і літаратура» в учреждениях образования с русским языком обучения и учебного предмета «Русский язык и литература» в учреждениях образования с белорусским языком обучения начинается с V класса и осуществляется по соответствующим учебным программам и учебно-методическим комплексам для специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Учебные предметы «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье» изучаются по соответствующим учебным программам общеобразовательного учреждения на всех ступенях общего среднего образования.

На I ступени общего среднего образования учебные предметы «Русский язык», «Русская литература», «Развитие речи», «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Развіццё маўлення», «Математика», «Человек и мир» изучаются по соответствующим учебным программам специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с трудностями в обучении с использованием учебно-методических комплексов по названным предметам специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с трудностями в обучении.

В I классе в рамках учебного предмета «Беларуская мова» или учебного предмета «Русский язык» осуществляется обучение грамоте.

В I–III классах вводится изучение учебного предмета «Развитие речи» («Развіццё маўлення»).

Во II–V классах изучение учебного предмета «Беларуская літаратура» и учебного предмета «Русская литература» осуществляется по учебным программам «Літаратурнае чытанне» или «Литературное чтение» для специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с трудностями в обучении соответственно.

В V классе в рамках учебного предмета «Человек и мир» изучается блок «Моя Родина – Беларусь». На изучение блока «Моя Родина – Беларусь» отводится 1 учебный час в учебную неделю, из количества учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета «Человек и мир».

На II ступени общего среднего образования изучение учебных предметов, за исключением учебных предметов «Беларуская мова і літаратура», «Русский язык и литература», осуществляется по соответствующим учебным программам общеобразовательного учреждения.

С учетом пожеланий учащихся и их законных представителей изучение в I–Х классах учебных предметов «Беларуская мова» и «Беларуская літаратура» в учреждениях образования с русским языком обучения, «Русский язык» и «Русская литература» в учреждениях образования с белорусским языком обучения, а также «Иностранный язык» по решению педагогического совета может осуществляться по соответствующим учебным программам и учебно-методическим комплексам общеобразовательного учреждения в рамках учебных часов, предусмотренных на изучение названных учебных предметов, Типового учебного плана общеобразовательных учреждений.

12 Общие требования к обязательному минимуму содержания специального образования на базовом уровне изучения учебных предметов в учреждениях, обеспечивающих получение образования учащимися с трудностями в обучении

12.1 Состав учебных предметов

В составе содержания специального образования учащихся с трудностями в обучении выделяются следующие учебные предметы: «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «Человек и мир», «Всемирная история. История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Физика. Астрономия», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение. Черчение», «Физическая культура и здоровье».

12.2 Состав коррекционных занятий

В составе содержания специального образования учащихся с трудностями в обучении выделяются коррекционные занятия: «Развитие познавательной деятельности», «Социально-бытовая ориентировка», «Социальное ориентирование», «Современные средства коммуникации».

12.3 Общие требования к оптимальной учебной нагрузке на одного учащегося в каждом классе в учебную неделю

В оптимальную учебную нагрузку на одного учащегося в каждом классе в учебную неделю включены учебные часы, отводимые на изучение учебных предметов, перечень которых определен в подпункте 12.1 настоящего образовательного стандарта, и учебные часы, отводимые на изучение факультативных занятий.

В общее количество учебных часов, финансируемых из республиканского и (или) местного бюджетов в учебную неделю в каждом классе, включены учебные часы, отводимые на изучение учебных предметов, перечень которых определен в подпункте 12.1 настоящего образовательного стандарта, учебные часы, отводимые на проведение коррекционных занятий, перечень которых определен в подпункте 12.2 настоящего образовательного стандарта, и учебные часы факультативных занятий.

Устанавливаются следующие учебные часы, определяющие оптимальную учебную нагрузку на одного учащегося в каждом классе в учебную неделю:

Класс

Количество учебных часов на проведение

Общее количество учебных часов

учебных предметов

коррекционных занятий

факультатив-ных занятий

на I ступени общего среднего образования

I

18

4

4

26

II

19

4

3

26

III

21

4

4

29

IV

21

4

4

29

V

21

4

4

29

на II ступени общего среднего образования

VI

24

2

5

31

VII

26

2

6

34

VIII

27

2

6

35

28

2

6

36

Х

28

2

7

37

                 

При изучении учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания базовых школ-колледжей искусств допускается увеличение обязательной учебной нагрузки на одного учащегося в учебную неделю в III–V классах в объеме двух учебных часов, в VI–Х классах – в объеме трех учебных часов.

В учебных планах классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания, в которых в соответствии с законодательством не предусмотрено введение должности учителя-дефектолога, на проведение коррекционно-педагогических занятий выделяется 4 учебных часа в неделю на одного учащегося.

12.4 Особенности организации образовательного процесса

Образовательный процесс для учащихся с трудностями в обучении осуществляется по учебному плану специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), учебным программам специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с трудностями в обучении и (или) учебным программам общеобразовательного учреждения.

На I ступени общего среднего образования учебные предметы «Русский язык» и «Русская литература» (в учреждениях образования с русским языком обучения), «Беларуская мова» и «Беларуская літаратура» (в учреждениях образования с белорусским языком обучения), «Математика», «Человек и мир» изучаются по соответствующим учебным программам и учебно-методическим комплексам специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с трудностями в обучении.

«Беларуская мова» как учебный предмет в учреждениях образования с русским языком обучения во II классе изучается в виде устного курса, с III класса вводится систематическое изучение данного учебного предмета по соответствующей программе общеобразовательного учреждения.

«Русский язык» как учебный предмет в учреждениях образования с белорусским языком обучения во II классе изучается в виде устного курса, с III класса вводится систематическое изучение данного учебного предмета по соответствующей программе общеобразовательного учреждения.

Изучение учебных предметов «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература» по составу содержания образования и количеству учебных часов на их изучение различается в классах с белорусским и русским языками обучения. В образовательном процессе используются два комплекта учебно-методических комплексов по названным учебным предметам: для общеобразовательных учреждений с белорусским языком обучения и для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.

С IV класса начинается изучение одного из иностранных языков как обязательного учебного предмета. Изучение одного из иностранных языков осуществляется по соответствующим учебным программам общеобразовательного учреждения.

В V классе в рамках учебного предмета «Человек и мир» изучается блок «Моя Родина – Беларусь».

Учебные предметы «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье» на I ступени общего среднего образования изучаются по соответствующим учебным программам общеобразовательного учреждения.

На II ступени общего среднего образования изучение учебных предметов осуществляется по соответствующим учебным программам общеобразовательного учреждения.

13 Общие требования к обязательному минимуму содержания специального образования на базовом уровне изучения учебных предметов в учреждениях, обеспечивающих получение образования учащимися с нарушением слуха

Образовательный процесс для учащихся с нарушением слуха в зависимости от степени потери слуха и речевого развития учащихся организуется в первом или втором отделениях.

13.1 Состав учебных предметов

13.1.1 В составе содержания специального образования учащихся с нарушением слуха, обучающихся по учебному плану первого отделения специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушением слуха, выделяются следующие учебные предметы: «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «Человек и мир», «Всемирная история. История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Физика. Астрономия», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение. Черчение», «Физическая культура и здоровье».

13.1.2 В составе содержания специального образования детей с нарушением слуха, обучающихся по учебному плану второго отделения специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушением слуха, выделяются следующие учебные предметы: «Русский язык», «Русская литература», «Развитие речи», «Беларуская мова. Беларуская літаратура», «Жестовый язык», «Математика», «Информатика», «Человек и мир», «Всемирная история. История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Физика. Астрономия», «Химия», «Изобразительное искусство», «Предметно-практическое обучение», «Трудовое обучение. Черчение», «Физическая культура и здоровье».

13.1.3 В составе содержания специального образования учащихся с нарушением слуха и интеллектуальной недостаточностью выделяются следующие учебные предметы: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Человек и мир», «История Беларуси», «География», «Биология», «Элементы компьютерной грамоты», «Социально-бытовая ориентировка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье».

13.2 Состав коррекционных занятий

13.2.1 В составе содержания специального образования учащихся с нарушением слуха, обучающихся по учебному плану первого отделения специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушением слуха, выделяются следующие коррекционные занятия: «Развитие устной речи и слухового восприятия», «Ритмика и танец».

13.2.2 В составе содержания специального образования учащихся с нарушением слуха, обучающихся по учебному плану второго отделения специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушением слуха, выделяются следующие коррекционные занятия: «Развитие устной речи и слухового восприятия», «Развитие жестовой речи», «Социально-бытовая ориентировка», «Социальное ориентирование», «Современные средства коммуникации», «Ритмика и танец».

13.2.3 В составе содержания специального образования учащихся с нарушением слуха и интеллектуальной недостаточностью выделяются следующие коррекционные занятия: «Формирование игровой деятельности», «Развитие устной речи и слухового восприятия», «Развитие жестовой речи», «Развитие познавательной деятельности», «Ритмика и танец».

13.3 Общие требования к оптимальной учебной нагрузке на одного учащегося в каждом классе в учебную неделю

В оптимальную учебную нагрузку на одного учащегося в каждом классе в учебную неделю включены учебные часы, отводимые на изучение учебных предметов, перечень которых определен в подпунктах 13.1.1, 13.1.2, 13.1.3 настоящего образовательного стандарта, и учебные часы, отводимые на изучение факультативных занятий.

В общее количество учебных часов, финансируемых из республиканского и (или) местного бюджетов в учебную неделю в каждом классе, включены учебные часы, отводимые на изучение учебных предметов, перечень которых определен в подпунктах 13.1.1, 13.1.2, 13.1.3 настоящего образовательного стандарта, учебные часы, отводимые на проведение коррекционных занятий, перечень которых определен в подпунктах 13.2.1, 13.2.2, 13.2.3 настоящего образовательного стандарта, и учебные часы факультативных занятий.

Устанавливаются следующие учебные часы, определяющие оптимальную учебную нагрузку на одного учащегося в каждом классе в учебную неделю:

в первом отделении специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушением слуха

Класс

Количество учебных часов на проведение

Общее количество учебных часов

учебных предметов

коррекционных занятий

факультатив-ных занятий

на I ступени общего среднего образования

I

18

12

5

35

II

19

12

4

35

III

21

11

6

38

IV

21

11

6

38

на II ступени общего среднего образования

V

24

6

6

36

VI

26

6

7

39

VII

27

6

6

39

VIII

28

5

7

40

28

5

7

40

на III ступени общего среднего образования

Х

27

2

10

39

ХI

27

2

10

39

                 

во втором отделении специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушением слуха

Класс

Количество учебных часов на проведение

Общее количество учебных часов

учебных предметов

коррекционных занятий

факультатив-ных занятий

на I ступени общего среднего образования

I

18

17

2

37

II

19

17

3

39

III

21

16

2

39

IV

21

16

3

40

V

21

14

5

40

на II ступени общего среднего образования

VI

24

7

6

37

VII

26

7

6

39

VIII

27

7

5

39

28

7

5

40

Х

28

4

8

40

на III ступени общего среднего образования

ХI

27

3

8

38

ХII

27

3

7

37

                 

При изучении учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания базовых школ-колледжей искусств, средних школ-колледжей искусств, гимназий-колледжей искусств допускается увеличение обязательной учебной нагрузки на одного учащегося в учебную неделю во II (III)–IV (V) классах в объеме двух учебных часов, в V (VI)–ХI (XII) классах – в объеме трех учебных часов.

В учебных планах классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания, в которых в соответствии с законодательством не предусмотрено введение должности учителя-дефектолога, на проведение коррекционно-педагогических занятий должно выделяться 4 учебных часа в неделю на одного учащегося, обучающегося по учебному плану первого отделения специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха, или 8 учебных часов в неделю – на одного учащегося, обучающегося по учебному плану второго отделения специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха.

При обучении учащихся с нарушением слуха и интеллектуальной недостаточностью в I–X классах устанавливаются следующие учебные часы, определяющие оптимальную учебную нагрузку на одного учащегося в каждом классе в учебную неделю:

Класс

Количество учебных часов на проведение

Общее количество учебных часов

учебных предметов

коррекционных занятий

факультатив-ных занятий

I

18

11

2

31

II

19

10

4

33

III

20

9

4

33

IV

20

9

4

33

V

23

6

4

33

VI

26

4

5

35

VII

27

4

5

36

VIII

30

3

3

36

30

2

4

36

Х

27

2

8

37

                 

В учебных планах классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания, в которых в соответствии с законодательством не предусмотрено введение должности учителя-дефектолога, на проведение коррекционно-педагогических занятий выделяется 8 учебных часов в неделю на одного учащегося.

13.4 Особенности организации образовательного процесса

13.4.1 Особенности организации образовательного процесса для учащихся, обучающихся по учебному плану первого отделения специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушением слуха

Образовательный процесс осуществляется по учебному плану первого отделения специальной общеобразовательной школы (школы-интерната), учебным программам и учебно-методическим комплексам общеобразовательных учреждений.

13.4.2 Особенности организации образовательного процесса для учащихся, обучающихся по учебному плану второго отделения специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушением слуха

Образовательный процесс осуществляется по учебному плану второго отделения специальной общеобразовательной школы (школы-интерната), учебным программам специальных общеобразовательных школ для детей с нарушением слуха и (или) учебным программам общеобразовательного учреждения.

Учебные предметы «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье» изучаются по соответствующим учебным программам общеобразовательного учреждения на всех ступенях общего среднего образования.

На I ступени общего среднего образования учебные предметы «Русский язык», «Русская литература», «Развитие речи», «Математика», «Человек и мир», «Предметно-практическое обучение» изучаются по соответствующим учебным программам и учебно-методическим комплексам для специальных общеобразовательных школ для детей с нарушением слуха.

В I классе в рамках учебного предмета «Русский язык» может осуществляться обучение грамоте.

В I–III классах вводится изучение учебного предмета «Развитие речи».

Во II–V классах изучение учебного предмета «Русская литература» осуществляется по учебной программе «Литературное чтение» для специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха.

В V классе в рамках учебного предмета «Человек и мир» изучается блок «Моя Родина – Беларусь». На изучение блока «Моя Родина – Беларусь» отводится 1 учебный час в учебную неделю из количества учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета «Человек и мир».

На II и III ступенях общего среднего образования изучение учебного предмета «Беларуская мова. Беларуская літаратура» начинается с VI класса и осуществляется по соответствующим учебным программам и учебно-методическим комплексам для специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха.

Изучение учебных предметов, за исключением учебного предмета «Беларуская мова. Беларуская літаратура», осуществляется по соответствующим учебным программам общеобразовательного учреждения.

С учетом пожеланий учащихся и их законных представителей изучение в I–ХII классах учебных предметов «Беларуская мова» и «Беларуская літаратура», а также учебного предмета «Иностранный язык» по решению педагогического совета может осуществляться по соответствующим учебным программам общеобразовательного учреждения в рамках учебных часов, предусмотренных на изучение названных учебных предметов, Типового учебного плана с использованием учебно-методических комплексов для общеобразовательных учреждений.

С VI класса вводится изучение учебного предмета «Жестовый язык».

14 Общие требования к обязательному минимуму содержания специального образования на базовом уровне изучения учебных предметов в учреждениях, обеспечивающих получение образования учащимися с интеллектуальной недостаточностью

Образовательный процесс для учащихся с интеллектуальной недостаточностью в зависимости от степени тяжести нарушения организуется в первом или втором отделениях.

14.1 Состав учебных предметов

14.1.1 В составе содержания специального образования учащихся с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (школы-интерната), выделяются следующие учебные предметы: «Беларуская мова», «Літаратурнае чытанне», «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Социально-бытовая ориентировка», «Человек и мир», «История Беларуси», «Элементы компьютерной грамоты», «География», «Биология», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье».

14.1.2 В составе содержания специального образования учащихся с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся по учебному плану второго отделения вспомогательной школы (школы-интерната), выделяются следующие учебные предметы: «Элементы грамоты и развитие речи», «Элементы арифметики», «Ориентировка в окружающем мире», «Социальная адаптация», «Санитарно-гигиенические умения и самообслуживание», «Человек и мир», «Изобразительная деятельность», «Музыкально-ритмические занятия», «Предметно-практическая деятельность», «Хозяйственно-бытовой труд», «Трудовое обучение», «Адаптивная физическая культура».

14.1.3 В составе содержания специального образования учащихся ХІ–ХІІ классов углубленной социальной и профессиональной подготовки в первом отделении вспомогательной школы (школы-интерната) выделяются следующие учебные предметы: «Беларуская мова і чытанне» (в учреждениях образования с белорусским языком обучения), «Русский язык и чтение» (в учреждениях образования с русским языком обучения), «Математика», «Элементы экономических знаний», «Социальное ориентирование», «Физическая культура и здоровье», «Профессиональная подготовка».

14.2 Состав коррекционных занятий

14.2.1 В составе содержания специального образования детей с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (школы-интерната), выделяются следующие коррекционные занятия: «Развитие познавательной деятельности», «Развитие эмоционально-волевой сферы», «Формирование игровой деятельности», «Ритмика и танец».

14.2.2 В составе содержания специального образования детей с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся по учебному плану второго отделения вспомогательной школы (школы-интерната), выделяются следующие коррекционные занятия: «Формирование игровой деятельности», «Развитие познавательной деятельности», «Развитие эмоций».

14.2.3 В составе содержания специального образования учащихся с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся в ХІ–ХІІ классах углубленной социальной и профессиональной подготовки в первом отделении вспомогательной школы (школы-интерната), выделяются следующие коррекционные занятия: «Современные средства коммуникации».

14.3 Общие требования к оптимальной учебной нагрузке на одного учащегося в каждом классе в учебную неделю

В оптимальную учебную нагрузку на одного учащегося в каждом классе в учебную неделю включены учебные часы, отводимые на изучение учебных предметов, перечень которых определен в подпунктах 14.1.1, 14.1.2 и 14.1.3 настоящего образовательного стандарта, и учебные часы, отводимые на изучение факультативных занятий.

В общее количество учебных часов, финансируемых из республиканского и (или) местного бюджетов в учебную неделю в каждом классе в первом отделении вспомогательной школы (школы-интерната), включены учебные часы, отводимые на изучение учебных предметов, перечень которых определен в подпунктах 14.1.1, 14.1.2, 14.1.3 настоящего образовательного стандарта, учебные часы, отводимые на проведение коррекционных занятий, перечень которых определен в подпунктах 14.2.1, 14.2.2, 14.2.3 настоящего образовательного стандарта, и учебные часы факультативных занятий.

В І–Х классах первого отделения вспомогательной школы (школы-интерната) устанавливаются следующие учебные часы, определяющие оптимальную учебную нагрузку на одного учащегося в каждом классе в учебную неделю:

Класс

Количество учебных часов на проведение

Общее количество учебных часов

учебных предметов

коррекционных занятий

факультатив-ных занятий

I

18

5

1

24

II

19

5

4

28

III

20

5

4

29

IV

20

5

4

29

V

23

3

4

30

VI

26

2

4

32

VII

27

2

4

33

VIII

30

1

4

35

30

1

4

35

Х

27

1

4

32

                 

В учебных планах классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания, в которых в соответствии с законодательством не предусмотрено введение должности учителя-дефектолога, на проведение коррекционно-педагогических занятий выделяется 8 учебных часов в неделю на одного учащегося.

В І–ІХ классах второго отделения вспомогательной школы (школы-интерната) устанавливаются следующие учебные часы, определяющие оптимальную учебную нагрузку на одного учащегося в каждом классе в учебную неделю:

Класс

Количество учебных часов на проведение

Общее количество учебных часов

учебных

предметов

коррекционных занятий

I

15

3

18

II

16

3

19

III

16

3

19

IV

17

3

20

V

20

3

23

VI

20

3

23

VII

21

3

24

VIII

22

3

25

22

3

25

             

В ХІ–ХІІ классах углубленной социальной и профессиональной подготовки в первом отделении вспомогательной школы (школы-интерната) устанавливаются следующие учебные часы, определяющие оптимальную учебную нагрузку на одного учащегося в каждом классе в учебную неделю:

Класс

Количество учебных часов на проведение

Общее количество учебных часов

учебных предметов

коррекционных занятий

факультатив-ных занятий

ХІ

29

1

5

35

ХІІ

29

1

5

35

                 

14.4 Особенности организации образовательного процесса

14.4.1 Особенности организации образовательного процесса для учащих-ся, обучающихся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (школы-интерната)

Образовательный процесс осуществляется по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (школы-интерната), учебным программам и учебно-методическим комплексам для первого отделения вспомогательной школы (школы-интерната).

В I и II классах в рамках учебного предмета «Беларуская мова» или учебного предмета «Русский язык» осуществляется обучение грамоте.

Изучение учебных предметов «Беларуская мова», «Літаратурнае чытанне» в учреждениях образования с русским языком обучения и «Русский язык», «Литературное чтение» в учреждениях образования с белорусским языком обучения начинается с V класса.

Трудовое обучение во вспомогательных школах (школах-ин-тернатах), классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания (выбор разделов учебной программы по трудовому обучению, распределение учебного времени на их изучение) организуется с учетом состояния здоровья, условий проживания учащихся (городская или сельская местность), перспектив их дальнейшей профессиональной подготовки.

14.4.2 Особенности организации образовательного процесса для учащих-ся, обучающихся по учебному плану второго отделения вспомогательной школы (школы-интерната)

Образовательный процесс осуществляется по учебному плану второго отделения вспомогательной школы (школы-интерната), учебным программам и учебно-методическим комплексам для второго отделения вспомогательной школы (школы-интерната).

Для учащихся, освоивших по отдельным учебным предметам учебную программу второго отделения вспомогательной школы, составляются в соответствии с их познавательными возможностями индивидуальные учебные планы и индивидуальные учебные программы по отдельным учебным предметам первого отделения вспомогательной школы. Обучение по индивидуальным учебным программам, разработанным на основе учебных программ первого отделения вспомогательной школы, осуществляется по учебно-методическим комплексам для первого отделения вспомогательной школы.

14.4.3 Образовательный процесс в XI–XII классах углубленной социальной и профессиональной подготовки в первом отделении вспомогательной школы (школы-интерната) осуществляется по учебному плану, учебно-методическим комплексам для XI–XII классов углубленной социальной и профессиональной подготовки первого отделения вспомогательной школы.

15 Общие требования к обязательному минимуму содержания специального образования в учреждениях, обеспечивающих получение образования учащимися с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями развития

15.1 Состав учебных предметов

В составе содержания специального образования учащихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями выделя-ются следующие учебные предметы: «Основы жизнедеятельности», «Коммуникация», «Сенсомоторное обучение», «Социальная адаптация», «Практическая математика», «Изобразительная деятельность», «Музыкально-ритмические занятия», «Предметно-практическая деятельность», «Хозяйственно-бытовой труд», «Трудовое обучение», «Адаптивная физическая культура».

15.2 Состав коррекционных занятий

В составе содержания специального образования учащихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями выделяются коррекционные занятия: «Формирование игровой деятельности», «Развитие эмоций», «Формирование социального поведения».

15.3 Общие требования к оптимальной учебной нагрузке на одного учащегося в каждом классе в учебную неделю

В оптимальную учебную нагрузку на одного учащегося в каждом классе в учебную неделю включены учебные часы, отводимые на изучение учебных предметов, определенных в подпункте 15.1 настоящего образовательного стандарта.

В общее количество учебных часов, финансируемых из республиканского и (или) местного бюджетов в учебную неделю в каждом классе, включены учебные часы, отводимые на изучение учебных предметов, определенных в подпункте 15.1 настоящего образовательного стандарта, и учебные часы, которые отводятся на проведение коррекционных занятий, определенных в подпункте 15.2 настоящего образовательного стандарта.

Для осуществления образовательного процесса учащихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями устанавливаются следующие учебные часы, определяющие оптимальную учебную нагрузку на одного учащегося в каждом классе в учебную неделю:

Класс

Количество учебных часов на проведение

Общее количество учебных часов

учебных

предметов

коррекционных занятий

I

15

3

18

II

16

3

19

III

16

3

19

IV

17

3

20

V

20

3

23

VI

20

3

23

VII

21

3

24

VIII

21

3

24

22

3

25

15.4 Особенности организации образовательного процесса

Образовательный процесс осуществляется по учебному плану, учебным программам и учебно-методическим комплексам для центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и (или) индивидуальным учебным планам и учебным программам, разработанным на основе учебного плана и учебных программ центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в соответствии со структурой и степенью тяжести психофизических нарушений каждого учащегося.

Образовательный процесс обеспечивает приобретение детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями основ знаний об окружающем мире, формирует у них социально-бытовую компетенцию, содействует исправлению и ослаблению имеющихся нарушений, подготавливает на основе социальной реабилитации к максимально возможной для них самостоятельной жизни в обществе.

16 Общие требования к уровню подготовки выпускников с особеннос-тями психофизического развития

16.1 Общие требования к уровню подготовки выпускников учреждений, обеспечивающих получение образования учащимся с нарушениями зрения, учащимся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, учащимся с тяжелыми нарушениями речи, учащимся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), учащимся с нарушением слуха, на уровне общего базового образования обусловлены целями, задачами и содержанием специального и (или) общего среднего образования и включают:

владение базовым объемом знаний, умений, навыков, способов деятельности согласно программным требованиям названных видов специальных общеобразовательных школ и в соответствии познавательными возможностями и состоянием здоровья учащихся;

владение нормами культуры, ценностным отношением к окружающей действительности, родному краю, культурному и историческому наследию Республики Беларуси, уважение к культуре других народов;

способность гармонизировать свои отношения с окружающим миром (людьми, обществом, природой), готовность к взаимодействию с окружающими для получения общего продукта или результата;

знание основ бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, наличие опыта безопасной жизнедеятельности, здорового образа жизни;

готовность к профессиональному выбору и способность к продолжению образования, овладению профессией, доступной по состоянию здоровья и востребованной на современном рынке труда.

16.2 Общие требования к уровню подготовки выпускников учреждений, обеспечивающих получение образования учащимся с нарушениями зрения, учащимся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, учащимся с нарушением слуха, на уровне общего среднего образования обусловлены целями, задачами и содержанием специального и общего среднего образования и включают:

владение базовым объемом знаний, умений, навыков, способов деятельности согласно программным требованиям названных видов специальных общеобразовательных школ и в соответствии с познавательными возможностями и потребностями, состоянием здоровья;

ориентацию на национальные и общечеловеческие ценности, владение базовыми нормами культуры, способность и готовность к межкультурному взаимодействию, уважение к культуре, обычаям и традициям других народов;

владение правовой грамотностью, способность и готовность отстаивать свою гражданскую позицию, собственные взгляды и убеждения, интересы семьи, общества и государства, противостоять негативным фактам и проявлениям в общественной жизни;

умения ориентироваться в многообразных информационных потоках, работать с различными источниками информации, владеть современными технологиями ее поиска, извлекать необходимую информацию из различных источников, перерабатывать и применять в практических целях;

готовность к профессиональному самоопределению и способность к продолжению образования, овладению профессией, доступной по состоянию здоровья и востребованной на современном рынке труда, самостоятельному планированию своего жизненного пути, осознание собственной роли в коллективном и индивидуальном жизнетворчестве;

способность использования приобретенных знаний и опыта в новых условиях, готовность осуществлять рефлексию своей деятельности, проводить самооценку собственных знаний, умений, трудовых усилий, продвижений в своем развитии.

16.3 Общие требования к уровню подготовки выпускников учреждений, обеспечивающих получение образования учащимся с интеллектуальной недостаточностью, обучающимся по учебному плану и учебным программам первого отделения вспомогательной школы (школы-интерната), включают:

владение базовым объемом знаний, умений, навыков, способов деятельности согласно программным требованиям первого отделения вспомогательной школы и в соответствии с состоянием здоровья учащихся, их познавательными возможностями и потребностями;

знание основ бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, наличие опыта безопасной жизнедеятельности, здорового образа жизни;

владение основами правовых, экономических и экологических знаний, готовность к соблюдению правовых норм, необходимых для выполнения гражданских, семейных и профессиональных обязанностей в самостоятельной жизни;

владение профессиональными знаниями и умениями, обеспечивающими готовность к профессиональному самоопределению и способность к овладению профессией, доступной по состоянию здоровья и востребованной на современном рынке труда.

16.4 Общие требования к уровню подготовки выпускников второго отделения вспомогательной школы (школы-интерната), центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации включают:

владение основами знаний об окружающем мире, умениями, навыками, способами деятельности, необходимыми для обретения максимально возможной независимости в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей и соответствующими программным требованиям, в том числе индивидуальных учебных программ, разработанных в соответствии со структурой, степенью тяжести физического и (или) психического нарушения.

17 Государственный контроль за выполнением требований образовательного стандарта специального образования

Государственный контроль за выполнением требований образовательного стандарта специального образования осуществляется посредством самоконтроля, инспектирования и аттестации.

Порядок и периодичность государственного контроля за обеспечением качества образования устанавливается Министерством образования Республики Беларусь; государственные органы (организации), его осуществляющие, определяются Правительством Республики Беларусь.

Ответственность за выполнение требований образовательного стандарта специального образования несут отделы (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов.

 

 


[1] Перечень факультативных занятий определяется учреждением образования в соответствии с запросами, возможностями и склонностями учащихся и их законных представителей, а также возможностями учреждения образования.

На проведение стимулирующих и поддерживающих занятий отводится не менее одного учебного часа в неделю в каждом классе.

 

[2] В скобках дана нумерация классов с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования.