Виды помощи учащимся на различных этапах учебного занятия

Методические рекомендации учителям

классов интегрированного обучения и воспитания

 

Система помощи учащимся с особенностями психофизического развития (трудностями в обучении, интеллектуальной недостаточностью) может включать следующие виды деятельности:

1) помощь в планировании деятельности (планирования повторения и выполнение минимума упражнений для ликвидации пробелов; алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок);

2) дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности;

3) стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду);

4) систематический контроль за деятельностью учащегося (более частый опрос, проверка всех домашних заданий).

 

Виды помощи учащимся на различных этапах учебного занятия

 

  1. При изложении нового материала:

 

а) применение дополнительных мер по поддержанию интереса к изучаемой теме;

б) показ практической значимости изучаемого материала, его связи с жизнью;

в) использование наглядных опор, приведение ярких, запоминающихся примеров;

г) более частое обращение к этим учащимся с вопросами, выясняющими степень понимания ими степень учебного материала;

д) привлечение их в качестве помощников (при подготовке опытов, приборов и т.д.).

 

  1. При организации и в ходе самостоятельной работы на  учебном занятии:

 

а) выбор для данных учащихся наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение числа их;

б) более подробное объяснение последовательности выполнения задания;

в) предупреждение о возможных затруднениях в ходе выполнения задания;

г) использование карточек-помощников (карточек-консультаций, карточек-инструкций) с направляющим планом действий;

д) разбивка заданий на этапы, выделение в сложных заданиях более простых;

е) ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;

ж) указание на необходимость актуализировать то или иное правило;

з) ссылка на правило, свойство, которые необходимы для решения задачи, выполнения упражнения;

и) дополнительное инструктирование о рациональных путях выполнения задания;

к) стимулирование самостоятельных действий  учащихся, более тщательный контроль за их деятельностью на уроке и при проверке домашних заданий.

 

  1. В процессе контроля за усвоением учебного материала:

 

а) разрешение пользоваться наглядными пособиями, опорными таблицами, схемами, планом, помогающими при ответе;

б) использование наводящих вопросов, помогающих последовательно излагать материал, которые не должны влиять на последующую оценку ответа;

в) предложение учащимся примерного плана ответа;

г) снижение темпа опроса, разрешение дольше готовится у доски;

д) стимулирование подбадриванием, похвалой, оценкой, специальное создание ситуации успеха, создание атмосферы благожелательности;

е) периодическая проверка усвоения материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

 

  1. При организации домашней работы:

 

а) подбор заданий по осознанию и исправлению ошибок, допущенных в ходе работы  на учебном занятии;

б) по возможности проведение подробного инструктажа о порядке выполнения домашнего задания, о возможных затруднениях;

в) при необходимости предлагаются карточки-консультации, которые потребуются при выполнении задания;

г) предлагаются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы;

д) объём задания рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузку учащихся.

 

На всех этапах урока учитываются индивидуальные особенности  учащихся (уровень развития психических процессов, темп деятельности, особенности эмоционально-волевой сферы, состояние здоровья, его личные предпочтения и т.д.).

 

 

Учитель-дефектолог

Тавгень М.Е.

Учитель-дефектолог

Коробейник Т.А.

 

Памятка для учителей, в классе у которых обучаются заикающиеся дети

 

  1. Проведите беседу в классе ( при отсутствии заикающегося ребёнка), разъясните необходимость хорошего отношения к заикающемуся; требование не обращать внимания на его речь и движения рук, не шуметь при его ответах.
  2. По возможности спрашивайте заикающегося ребёнка всегда, когда он поднимает руку.
  3. Помогайте заикающемуся ребёнку постоянно и конкретно. Если он молчит, подскажите первое слово; если он говорит торопливо, тихо, укажите на это в тактичной форме.
  4. Не делайте критических замечаний, касающихся речи заикающегося ребёнка. Не позволяйте делать это и ученикам. Замечания могут быть только по содержанию ответа.
  5. Воспитывайте у заикающегося ребёнка уверенность в своих силах, поддерживайте в стремлении сделать свою речь лучше.